8 ноября 2012 г.

Уличное - искусство?


С 70-х годов (тогда ещё) граффити вошло в пространство выставочных залов, тем самым трансформируясь в нечто новое. На мой взгялд, в новое направление современного искусства. Что к чему, мой обобщённый взгляд, см. далее. ***

Современное искусство – это отражение индивидуальных взглядов как художников, так и зрителей. Для кого-то экспозиция в виде выставленного посреди галереи писсуара является метафизическим посылом и чем-то актуальным, для кого-то – непонятным, лишённым смысла и никак не связанным с творчеством. Подобная двойственность затрагивает и стрит- арт (уличное искусство) – явление молодое, но стремительно набирающее обороты. Оппозиция искусство-неискусство по отношению к нему в настоящее время скорее присуща русским исследователям и СМИ, т. к. на Западе это уже пройденный этап, где сомнений в культурной ценности стрит-арта уже не возникает.

15 марта 1918 в издании «Газета футуристов» был опубликован декрет вождей «российского футуризма, революционного искусства молодости», заявивших, что отныне искусству нет места в «дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах». «Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев…самоцветными радугами перекинутся картины ... на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз ... прохожего» [1].

Вряд ли современные уличные художники читали этот манифест, но связь между ним и тем, что происходит сегодня, по всему миру, очевидна. В то время как одни райтеры [2] украшают улицы европейских городов объёмными картинами на асфальте (илл. 1) , критикуют систему (илл. 2) и просто выражают себя (илл. 3).
илл.1, автор Курт Веннер

илл. 2

илл.3
  
Стрит-арт распадается на множество направлений, с определёнными техниками, которые объединяет одно – принцип «Это я», «Это моё мнение», охватывающий не только сознательные акты, но и то, что «высказалось» бессознательно, само собой. На сегодняшний день уличным искусством (или, по крайней мере тем, что мы подразумеваем под уличным искусством: не наскальные надписи и известные историкам и археологам граффити, а современный феномен, являющийся, с одной стороны, новым витком в искусстве или, с другой стороны, представляющий на ранних этапах развития молодёжную субкультуру) пройден достаточно интересный путь. Оно зарождалось в конце 60-х годов в США как надписи, состоящие из имени рисующего и адреса его проживания (первые граффити), и на сегодняшний момент модифицировалось одно из направлений искусства. Т. е. искусство заменило субкультуру. Подобное высказывание применимо в большей степени к опыту западных стран, что не удивительно: в Германии, Англии, Франции и др. европейских государствах, также, как и в США, уличное искусство находится на совсем другом уровне, нежели в России. Отсюда вытекает проблема локального и глобального в стрит-арте. Стрит-арт, «с одной стороны, продолжает анти-академическую и анти-музейную традицию нового искусства, с другой – радикально пересматривает контекст всякого искусства (не только вопросы серийности, авторства, но и вопросы этики образов, контекста восприятия, целей эстетического высказывания)» [3].

С этих позиций под стрит-артом можно понимать арт-объекты, зафиксированные в контексте городского пространства и являющиеся его продолжением. В качестве пространства выступает городская инфраструктура: стены домов, заборы, гаражи, вагоны метро, телефонные будки – любая поверхность, на которой можно рисовать, клеить трафареты, размещать инсталляции. В каждой работе можно заметить взаимодействие городской среды и авторского замысла, концепции. Обычный дорожный знак (илл. 4) превращается художником в выражение антимилитаризма, памятник (илл. 5), при определённых условиях трансформируется, становится носителем нового смысла.

илл. 4


илл. 5
 
Взаимодействие с пространством, органичное слияние с ним является отличительной чертой уличного искусства, главным аспектом выработанного уличными художниками кодекса, за пределами которого – вандализм, с его преувеличенной проблемой. Иногда сами власти идут с художниками на компромисс, без боя отдавая стены и заборы. «Новая школа стрит-арта привлекает повышенное внимание кураторов международного уровня. В 2008 году галерея Тейт Модерн (Tate Modern) представила выставку с участием многих уличных художников. В прошлом году Фундасьен Каиса Галисия организовала общегородскую экспозицию «Пост-граффити, Геометрия и Абстракционизм»... И, наконец, прошедшая в январе 2011 года выставка «Да здравствует революция: диалог с городским ландшафтом»» [4].

Интересно то, что райтеры нисколько не отрицают того наследия, которое создавалось на протяжении длительного времени, активно используют его в качестве базы, привнося при этом что-то своё. Ряд художников признаёт преемственность (было бы странно, если бы не признавали) и гордится тем, что существует некая связь поколений. «Конечно же, я люблю Малевича. Концептуалисты на меня повлияли. И американская живопись, например дриппинг Джексона Поллока. Еще дадаисты» [5] – говорит о влияниях на своё творчество райтер ZEVS [6].

Стрит-арт поглотил сюрреализм, поп-арт, абстракционизм, перемолол их в соответствии со своим видением того, что должен нести творец миру (именно нести, т. к. смысловая нагрузка в ряде случаев является приоритетной в работах уличных художников) и выдал нечто новое, но отдалённо напоминающее «хорошо забытое старое» искусство. Прямое свидетельство тому яркие сюрреалистические сюжеты украинца Алексея Кислова (илл. 6,7);

илл. 6

илл. 7

 абстрактные граффити (илл. 8), так часто встречающиеся на заборах и гаражах как мегаполисов, так и провинциальных городов
илл.8
 попытки противостоять поп-культуре американца Рона Инглиша (илл. 9)

илл. 9
  и многие другие арт-объекты: инсталляции из проволоки, бумаги, мусора (илл. 10)
илл. 10
переделка рекламных билбордов (илл. 11, 12)
илл. 12
 

Складывается впечатление, что «художники вынесли из граффити материалы, технику и идеологию – крайне амбициозную» [7], начав творить по-новому в новых условиях, как бы переходя на другой виток развития.


Существует мнение, что «стрит-арт мало привязан к какой либо стилистике и технике, главной его чертой является направленность на прямой диалог с простым уличным зрителем и со средой. Стрит-арт концептуален, но при этом не нуждается в особом восприятии (зритель, художник, критик). В то же время сложно согласиться с наивным определением «стрит-арт остается стрит-артом пока делается на улицах» , поскольку многие современные акции – скорее похожи на перформанс с социологическим подтекстом (например, коллективная работа французских стрит-артеров в Тунисе или выезды известных художников в какую-нибудь третью страну)» [8]. Уличное искусство остаётся самим собой и в стенах галерей. На это указывают последние западные тенденции: многие райтеры устраивают персональные выставки в галереях, проводят тайные перфомансы-продажи постеров, сделанных в виде копий того, что изображено на стенах, работы известных уличных художников вырезаются из стен и выставляются на аукционах.

Существует мнение, что техника и материалы в уличном искусстве определяют форму: трафареты используются чаще всего для протестных социальных работ, аэрозольный баллончик – для создания объёмных надписей, существуют определённые каноны для граффити и т. п. На самом деле, всё зависит от предпочтений авторов. К примеру, трафарет часто используется не в связи с тематикой работы, а лишь из-за того, что с его помощью рисунок наносится быстрее (это очень важно для нелегальных работ, где промедление может закончиться арестом).

Представители новой волны уличного искусства – люди, переросшие желание закрепить за собой городское пространство с помощью иконического теггинга [9], понимающие значимость индивидуального самовыражения как важнейшей культурной ценности, благодаря которой можно преодолеть отчуждение в творчестве. Над этими художниками не «витает» вандализм, так как зачастую стены домов, расписанные ими обретают статус шедевра. Европейцы воспринимают их творчество как преображение мира. Среди райтеров новой волны особой популярностью пользуется англичанин Бэнкси — мифологема от стрит-арта. Его работы известны всему миру, но вот кто скрывается за знаменитым изображением голубя мира в Палестине (илл. 13)

илл.13

 за серией изображений, посвящённых крысе (илл.14,15)
илл.14
илл.15
 
... и за целующимися констеблями - знают немногие. Бэнкси «взломал» основу стрит-арта: с самого начала уличное искусство распространялось благодаря желанию художника прославиться (т. е. распространить имя-ник на большее количество поверхностей). У Бэнкси всё иначе. Ему ненужно подписывать работы, это за него делает узнаваемый стиль.

Современный стрит-арт является, с одной стороны, закономерностью, продолжением авангардистского искусства в новое время и с новыми возможностями. Его основой может быть как неприятие процессов, охватывающих разные сферы жизни современного человека, так и желание расширить границы творчества в вечной погоней за свободой. Художники, с одной стороны, в ряде случаев нарушают закон, с другой, – оказываются лицом к лицу с аудиторией, что приводит, в том числе, и к смене применяемых материалов. Райтер Эльтоно, пишет, что начал использовать баллончик вместо кисти, «не только потому, что это дает выразительную и четкую линию, но и потому что «на улицах баллончик – это дьявол». Но если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно» [10]. Часто наоборот, это дает ему возможность подискутировать с простыми прохожими, поскольку «некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену» [11] Возможность диалога со зрителем открывает для райтеров новые горизонты: в виде уличного искусства на улицы городов прорывается «Я» художника, не только с эстетическими взглядами, но и с гражданской позицией.

Примечания:
  1. «Газета футуристов». – М., 15 марта, 1918.
  2. Райтер – уличный художник.
  3. См.: «Стрит-арт как искусствоведческая проблема» http://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html
  4. «Уличное искусство выросло – оно больше, чем граффити».
  5. «Эпоха развитого вандализма» http://www.kommersant.ru/doc/1404520
  6. Райтер ZEVS
  7. Уличное искусство выросло – оно больше, чем граффити. http://theoryandpractice.ru/posts/1251-ulichnoe-iskusstvo-vyroslo-ono-bolshe-chem-graffiti
  8. «Стрит-арт как искусствоведческая проблема».
  9. http://theoryandpractice.ru/posts/1251-ulichnoe-iskusstvo-vyroslo-ono-bolshe-chem-graffiti
  10. Райтер Эльтоно
  11. «Уличное искусство выросло – оно больше, чем граффити». http://theoryandpractice.ru/posts/1251-ulichnoe-iskusstvo-vyroslo-ono-bolshe-chem-graffiti

Комментариев нет:

Отправить комментарий